14
окт

Авторское право и копирастия.

Авторское право и копирастия.

Речь в данной статье пойдет о проблеме авторского права в современную цифровую эпоху и о том, в чем же состоит качественное различие между явлениями авторского права и копирастии. Начнем с того, что еще несколько десятилетий назад, в золотые годы кино- и музыкальной индустрии, такого понятия, как "копирастия" не существовало вовсе. Народ толпами валил в кинотеатры и покупал пластинки, а позже кассеты с записями любимых музыкальных групп. Продюсеры зарабатывали на этом немалые деньги, талантливые режиссеры и музыканты получали заслуженное вознаграждение, а массовая культура бурно развивалась, привлекая инвестиции и таланты. Интернета не было, а значит приобрести желанную запись можно было только на физическом носителе, за деньги. Никаких сомнений в естественности такого способа распространения творческой продукции не существовало - люди даже не думали о том, что слушать музыку, или смотреть кино можно совершенно бесплатно, просто купив единственную запись и размножив ее для всех желающих. Пираты, конечно, существовали, но были глубоко маргинализованы и, съежившись, с опаской посматривали на пиршество медиа-бизнеса сквозь узкую щелку в заборе закона. С изобретением компакт-дисков ситуация несколько изменилась, однако попытки пиратов вылезти из своей щели и наладить сколько-нибудь массовое производство контрафактной продукции вызывали соответствующее ужесточение карательных мер со стороны созданной медиамагнатами мощной системы охраны авторского права.

Появление интернета полностью перевернуло правила игры. Возникла ситуация, когда кто угодно может выложить кусок информации куда угодно для скачивания кем угодно. Посколько непрерывно контролировать все пространство всемирной сети не представляется возможным, старые методы борьбы с пиратством перестали работать. Свободное копирование и распространение медиапродукции через интернет стало таким же естественным процессом, как потребление бесплатного воздуха в процессе дыхания. В настоящее время все больше экспертов ставят под сомнение существующую модель авторского права, как не адекватную новой реальности. Но еще более радикальную позицию заняли рядовые интернет-пользователи, готовые яростно отставать свалившееся им на голову право на свободное скачивание всего и вся из интернета. Они придумали для сторонников традиционного авторского права емкое обзывательство - "копирасты", отводя таким образом им роль униженного и бесправного меньшинства.

Однако, было бы наивным полагать, что произошедшая копирайт-революция ударит главным образом по карманам богатых продюсеров и издателей, эксплуатирующих таланты нанятых за копейки творцов. Первыми жертвами данной "революции" стали сами авторы и рядовые работники медиа-индустрии. Резкое сокращение прибыли медиаимперий вызвало снижение зарплат и сокращение штатов творческих коллективов, что в свою очередь отразилось на качестве продукции, привело к сокращению числа хитов и ввергло музыкальную, а отчасти кино и игровую индустрию в глубокий кризис. Пока еще скаченное через файлообменник видео не в состоянии заменить посещение кинотеатра, а качество mp3-звука не идет ни в какое сравнение с живым концертом, что поддерживает на плаву традиционный медиа-бизнес. Однако, с развитием компьютерной техники неизбежно наступление ситуации, когда достаточно высокое для подавляющего большинства пользователей качество звука-изображения можно будет получить дома, не вставая из-за компьютера, просто скачав фильм/музыку из сети. Таким образом стало понятно, что хотя прежние представления об авторском праве устарели и уже не работают, полностью отказаться от этой концепции невозможно, так как современное, основанное на высоких технологиях, искусство требует огромных интеллектуально-временных затрат и не может быть полностью некоммерческим.

Вторыми наиболее пострадавшими от краха традиционной системы авторского права стали, опять же, как это ни странно, сами потребители. Стремясь защитить свою продукцию от копирования, издатели компьютерных игр стали прибегать к использованию специальных систем защиты, например Starforce, которые не только привели к удорожанию разработки, но и значительно усложнили процесс инсталляции игр на компьютер. От пиратов это не спасло, украденные перед самым релизом дистрибутивы игр продолжали выкладываться на торренты, а убытки от сокращения продаж неизменно снижали качество выпускаемых игр. То есть, игроки стали получать продукцию худшего качества, со сложным и неудобным процессом установки и к тому же за большие деньги.

Авторское право и копирастия.А вот кто меньше всего постадал от всего этого, так это бизнес. Используя устаревшие, а зачастую и вовсе абсурдные законы об авторском праве, крупные компании стали зарабатывать на многочисленных составляющих попавших к ним в руки объектах авторского права, вплоть до отдельных слов и выражений. Иногда это доходило до полного маразма, как например случай, когда Blizzard-у не понравилось использование названия FreeCraft. Фирмы поменьше тоже стали пользоваться малейшей возможностью предъявить друг другу претензии в использовании в своих продуктах похожих картинок, текстов, или участков программного кода. Копирастия быстро отошла от своего первоначального смысла, еще имевшего какое-то отношение к авторскому праву, и превратилась в орудие конкуррентной борьбы, инструмент воспрепятствования свободному распространению информации и творчеству. Не сильно мешая пиратам выкладывать сворованное в файлообменники, она создала массу неудобств потребителю и затруднила обмен полезной информацией в сети интернет (бесполезную информацию никто копирастить не будет).

Очевидно, что решение описанных проблем заключается в приведении концепции авторского права в согласие с новой реальностью глобального информационно-сетевого общества. Прежде всего надо четко осознать, в чем состоит разница между настоящим авторским правом и копирастией, умело под него маскирующейся. Для этого составим так называемую карту интересов, на которой отразим интересы всех заинтересованных сторон, включая потребителей, авторов, продюсеров и копирастов(не будем никого подвергать дискриминации).

1.Интересы потребителей. Заключается в возможности приобретения медиапродукции с максимальным удобством, широким ассортиментом, и за разумную цену. Это значит, что есть определенная цена, скажем за компьютерную игру, которую потребитель скорее согласится заплатить за удобство приобретения игры, чем пойдет бесплатно скачивать эту игру на торрентах. Это относится не только к играм, но в той же мере к фильмам и музыке. В идеале речь идет о бесплатных интернет-сервисах, таких, как, например, ivi.ru, или Яндекс.Музыка, которые оплачиваю лицензию за счет рекламы. В то же время, при наличии удобной системы оплаты(например через те же Яндекс.Деньги), небольшая цена в пределах 100 руб за игру или фильм не отпугнет потенциального потребителя, если данная игра, или фильм, того стоят. Как показывает практика, к услугам пиратов люди в основном обращаются в том случае, если по каким-либо причинам не могут приобрести лицензионный продукт, например когда русскоязычная версия новой игры выходит на месяц позже официального релиза, а поиграть в нее хочется уже сейчас. Или, если из-за криво установившейся защиты игру невозможно запустить на некоторых конфигурациях. Наконец, самый банальный случай - продукт можно найти только у пиратов.

2.Интересы авторов. Тут тоже все более-менее ясно. Автор хочет творить, иметь свободный доступ к наработкам других авторов, распространять свои произведения на максимально широкую аудиторию и, по возможности, получать за свой труд вознаграждение. К услугам посредников автор стремится только в том случае, если они способны продвинуть его на рынок и расширить аудиторию, тем самым увеличив вознаграждение автора на большую сумму, чем получат сами. В противном случае, автор старается сократить число посредников. Но главное, к чему должен стремится автор, чтобы увеличить свое вознаграждение, это повышать качество своих идей и уровень их реализации.

3.Интересы продюсеров, или тех самых посредников между автором и потребителем творчества. Здесь совсем все понятно. Продюсеры стремятся получить как можно денег за счет процесса приобретения потребителями созданных авторами произведений. Для этого им необходимо обеспечить потребителей как можно более широким выбором произведений и, самое главное, сделать процесс их приобретения (то есть скачивания с интернета) как можно более удобным, приятным и комфортным. Если им это удастся, потребители откажутся от торрентов и будут скачивать игры, музыку и фильмы с легальных ресурсов. В зависимости от стоимости скачиваемых произведений, монетизация подобных сервисов может осуществляться за счет рекламы, абонентской платы, или поштучной оплаты.

4.Интересы копирастов. Да, у копирастов тоже, как ни странно, есть свои интересы. Копирастия, по своей сути, это право частной собственности, но не на материальные вещи, а на информацию. И интерес копираста заключается в сохранении и приумножении этой собственности в различных целях. Крупные корпорации стараются таким образом увеличить свои нематериальные активы - бренды, торговые марки, ноу-хау и прочее. Средние компании стремятся использовать закон об авторском праве, чтобы помешать конкурентам выпускать новые продукты, содержащие заимствования в виде кода, технологий, художественных решений. В стратегической перспективе такая политика позволяет крупному бизнесу заработать больше денег за счет сохранения своей монополии на нематериальные ресурсы. С точки зрения же потребителей и рядовых авторов, все это затрудняет получение нужной информации и ее конструктивное использование, а значит вынуждает их покупать оную у копирастов.

Но, было бы ошибкой полагать, что движущей силой копирастии являются лишь меркантильные интересы толстопузых дяденек. Значительно распространена бытовая копирастия, которая вовсе не приносит своим адептам никаких денег. Вот характерный пример: человек выкладывает ролик на yotube, а затем, передумав, удаляет его. Разве он делает это из-за денег ? Нет, ему просто не хочется делиться своим авторством с кем-либо, кто может распространить этот ролик через свои ресурсы, использовать в своих интересах и т. п. У него срабатывает авторская ревность - чисто животный инстинкт. То же самое и с картинками, которые нельзя использовать нигде без особого разрешения автора, при том, что платить деньги за них никто не будет. В некоммерческом андеграундном искусстве распространена практика предания анафеме произведений, ставших достоянием коммерческой культуры - независимые творцы ревностно оберегают свои идеи от посягательства масскультуры и шоу-бизнеса. В основе всего этого маразма - порочный принцип, гласящий, что творчество является собственностью автора и автор априори имеет над ним право владения. Подобное понимание авторского права является самым что ни на есть буржуазным и, более того, составляет природу буржуазных отношений в сфере искусства. В конце концов, такое авторское "право" приводит к отчуждению творчества от самих же авторов, и обуржуазиванию оного с расщеплением формы и содержания. Как выразился несколько лет назад Николай Дыбовский, авторское право в существующем виде - это право бездарей, средство, которым собачка метит "свою" территорию.

Таким образом, основным интересом копираста является ограничение распространения информации, продиктованное чаще субъективными и иррациональными причинами, чем меркантильными. Другое дело, что замедляя информационный обмен и процесс генерации идей, копирастия тормозит развитие прежде всего независимого искусства, а значит выгодна тем силам, для которых такое искусство представляет опасность, как коммерческую, так и идеологическую.

Итак, настоящее авторское право возникает там, где творчество принадлежит массам, где оно впитывается и преобразуется ими, где сами потребители становятся соавторами. Наиболее подходящее название устройства сетевого общества, при котором проблема авторского права была бы решена оптимальным образом, это информационный социализм. Вкратце, такую систему общественных отношений (касающуюся, правда, только сферы информационных продуктов) можно описать следующими принципами.

Авторское право и копирастия.


1.Кто угодно может скачивать в сети интернет любую информацию, потреблять ее по своему усмотрению и распространять с указанием авторов.
2.Авторам выплачивается вознаграждение, рассчитываемое исходя из популярности их продукции и доли участия в ее создании.
3.Деньги на вознаграждение авторов идут с оплаченного пользователями интернет-трафика, за счет сетевой рекламы, а также из господдрежки искусства.

Реально ли реализовать эти принципы в ближайшем будущем? Очевидно, нет, хотя бы потому, что с точки зрения среднестатистического обывателя все это очень напоминает Михалкова с его одним процентом от стоимости болванки. Действительно, с какой стати я должен доплачивать за интернет ради возможности скачать нахрен не нужный мне хлам ? И потом, как объективно рассчитать популярность и полезность для общества того или иного медийного продукта ? Непонятно как, поэтому любой предложенный критерий вряд ли будет признан обществом справедливым. А без этого признания, введение новой концепции будет рассматриваться людьми как навязывание сверху противоестественных форм общественно-экономических отношений. Таким образом, пока сознание масс буржуазно, традиционная концепция авторского права никуда не денется, она будет натягиваться на новую реальность как жевательная резинка, принимая ее форму. Впрочем, для нас, основной массы пользователей интернета, все будет весьма радужно. Продюсеры шоу и кино бизнеса со временем непременно освоят интернет и организуют распространение медиапродукции через сеть наиболее эффективным и удобным для потребителей способом. Организуют нам электронные кинотеатры, виртуальные концертные залы и основанные на облачных вычислениях развлекательные комплексы. И деньги, естественно, от них никуда не денутся - народ будет платить за удобство, а рекламодатели - за обилие народа. Копирастия, как способ защиты авторских прав, на какое-то время снова станет не актуальной. А куда же тогда денутся копирасты ? Копирасты будут в числе тех, кто возглавит описанный выше процесс и, в результате, перестанут именоваться копирастами, приобретя более благозвучное обозначение. Или уйдут туда, где им, собственно, и место, то есть в андеграунд - файлообменные сети, diy-издания и т. п. Там у них будет отличная возможность оспаривать друг у друга авторство никому не известных произведений и следить за тем, чтобы идею не сперли.

Авторское право и копирастия.
Статьи | написал: Jameson | просмотров: 3977

Комментариев: 0

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Опрос
Назовите лучшую компьютерную игру 2012 года.
Assassin's Creed 3
Borderlands 2
Call of Duty: Black Ops 2
Diablo 3
Dishonored
Euro Truck Simulator 2
Far Cry 3
Guild Wars 2
Mass Effect 3
The Walking Dead: The Game
XCOM: Enemy Unknown
Need for Speed: Most Wanted