8
апр

08.04.2012.Люди российского интернета: Андрей Кураев.

08.04.2012.Люди российского интернета: Андрей Кураев.

Визитная карточка.

Диакон Кураев это современный неформал от православия, привлекающий к себе общественное внимание оригинальными, не всегда согласующимися с официальной позицией Церкви, заявлениями и выходками. Благодаря этому, ему удалось не только стать самым известным православным миссионером рунета, но и сделаться, по сути, ведущим модернизатором и популяризатором российского православия. Автор множества статей и книг, написанных с одной целью: донести православные ценности и догмы до как можно большего числа даже далеких от религии людей. Профессор Московской Духовной Академии и старший научный сотрудник кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ.

Краткая биография.

Андрей Кураев родился 15 февраля 1963 года в Москве. Семья Кураевых была атеистической: его отец, Вячеслав Кураев, был секретарём Петра Федосеева, главного философа-идеолога КПСС. По стопам отца вначале пошел и сын: в старших классах школы Андрей выпускал газету «Атеист», В 16 лет поступил на кафедру истории и теории научного атеизма филфака МГУ. Тем не менее, 29 ноября 1982 года Кураев крестился в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне. В 1984 году закончил курс высшего образования по кафедре истории и теории научного атеизма философского факультета МГУ, поступил в аспирантуру Института философии АН СССР. Не закончив аспирантуру, в 1985 году Андрей Кураев стал секретарём в Московской Духовной Академии, а затем и учащимся Московской Духовной семинарии.

Окончив семинарию в 1988 году, Кураев сделал свои первые богословские публикации. Первая статья опубликована в самиздатском журнале «Выбор» (который издавали известные диссиденты Виктор Аксючиц и Глеб Анищенко) под псевдонимом Андрей Пригорин. В августе 1988 года выходит первая открытая статья в «Московских новостях» и первая публикация в церковной прессе, а также в «Вопросах философии». В том же 1988 году был приглашён на диспут в Коломенский педагогический институт. По результатам диспута, областной комитет КПСС вынес специальное постановление о плохом состоянии дел в педагогическом институте и пролоббировал отправку Андрея на учёбу в Румынскую Православную Церковь.

В 1988-1990 годах, в последние годы режима Чаушеску, Андрей Кураев учился в Бухарестском Богословском институте. 8 июля 1990 года, в день святых Петра и Февронии, в Патриаршем соборе Бухареста был рукоположен в сан диакона. Возвратившись из Румынии, с 1990 по 1993 годы, работал референтом Патриарха Алексия II. Осенью 1991 года начал преподавание на факультете журналистики МГУ. В 1992 году окончил Московскую Духовную Академию. В 1993—1996 годах — декан философско-богословского факультета Российского Православного Университета св. Иоанна Богослова. В 1994 году в Институте философии РАН защитил диссертацию «Философско-антропологическое истолкование православной концепции грехопадения» на соискание учёной степени кандидата философских наук. В 1995 году защитил диссертацию «Традиция. Догмат. Обряд» на соискание степени кандидата богословия в Московской Духовной Академии. В 1996 году Патриархом Алексием II по представлению учёного совета РПУ был назначен профессором богословия. С 1997 года стал также профессором Свято-Тихоновского Православного Богословского Института.

С осени 2004 года основным местом работы Андрея Кураева стала Московская Духовная Академия и Семинария (МДАиС). Решением Синода от 12 марта 2002 года он был включён в состав редколлегии сборника «Богословские труды», а 24 декабря 2004 года - в состав Синодальной Богословской комиссии. Наконец, 31 марта 2009 года Синод включил его в состав Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы. Вплоть до конца 2007 года служил в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, затем — храме Архангела Михаила в Тропарёве. 5 апреля 2009 года во время литургии в Исаакиевском соборе Кураев был возведён Патриархом Кириллом в сан протодиакона с возложением двойного ораря и камилавки за активное миссионерское служение и работу с молодежью. 27 июля 2009 года стал членом Синодальной богословской комиссии и Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

Протодиакон Андрей Кураев - член экспертно-консультационного совета по проблемам свободы совести при Комитете Государственной Думы РФ по делам общественных организаций и религиозных объединений. Имеет благодарность от Патриарха Алексия II за свою миссионерскую деятельность. 29 июня 2009 года Распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла назначен секретарем Редакционного Совета и председателем Редакционной коллегии по написанию учебника «Основы православной культуры» для средней школы. В 2010 г. в рамках апробации предмета «Основы религиозных культур и светской этики» преподавание модуля «Основы православной культуры» было организованно по учебнику, написанному А. В. Кураевым. В 2008 году стал лауреатом Всероссийской премии «Человек года».

08.04.2012.Люди российского интернета: Андрей Кураев.


Чем знаменит.

Диакон Кураев известен прежде всего своим миссионерством, а именно стремлением во чтобы то ни стало продвинуть православную религию во все мыслимые и немыслимые социо-культурные щели современного мира. Ради этого он развил бурную деятельность по привлечение в Церковь тех, кого там отродясь не было: протестной молодежи, контркультурщиков, гламурных тусовщиков. Для того, чтобы привлечь внимание подобной публики, Кураев периодически выкидывает какие-нибудь фокусы: то выскажется в духе антисемитизма, то устроит драку в прямом эфире радио, то выступит в защиту участниц панк-молебна в храме Христа Спасителя. При этом, диакон старается всячески дистанцироваться от официальной церкви, выставляя себя эдаким неформалом-бунтарем действующим в поле контркультуры. Дошло до того, что Кураев стал посещать рок-концерты и заниматься там своими проповедями: используя царящую в головах посетителей подобных мероприятий духовно-нравственную пустоту, он легко наполнял ее библейскими догмами. Рок-миссионерство диакона вызвало широкий общественный резонанс, часть духовенства вполне резонно выступила против смешения православной веры с элементами разрушительной, сатанинской, культуры. Однако, по мнению Кураева, рок-культура не только не противоречит православию, но и органично его дополняет:

"Не было никогда конфликта между роком и Церковью. Это противостояние поколений. Социалистическое брюзжание, слегка адоптированное на церковный лад, вот и всё. Общесоветское неприятие – оно здесь первично. А затем еще кто-то поспешил найти статью этого канадца, католического священника – Жан-Поля Режимбаля. Во всех православных брошюрах, в которых пишется нечто чуть-чуть содержательное о роке, - все цитаты взяты из его работы. Это значит, что никто из здешних полемистов и в тему-то всерьез не погружался. Была изначальная предвзятость, уходящая своими корнями в советскую пропаганду жизни. А ведь когда-то рок – музыка и Церковь были по одну сторону …колючей проволоки. Вот дивная заметочка из «Известий» брежневской эпохи: «…Кажется, банальная вещь – модный крестик. За ним, однако, может последовать увлечение модной рок – музыкой, пропагандирующей, в частности, и идеи церкви, потом чтение библии, походы на богослужения из любопытства. Нельзя забывать, что в наш электронный век всё изощреннее пути Церкви к душам юных…".

Согласно Кураеву, рок - это, прежде всего форма протеста. Протеста против советского атеизма, западного лицемерия и потреблядства, прочих пороков современного общества, против которых также активно выступает и церковь.

"В России общество, конечно, не менее лицемерное, но открыто атеистическое, поэтому русский рок, со своими поисками души, тоже оказывается в русле протеста, но этот протест против серости атеизма и бездушия, а потому он способен подвести к пониманию Евангелия… Христианство не должно быть «сладеньким» В нем есть место и Божию гневу. А какая музыка лучше, чем рок способна это выразить?"

08.04.2012.Люди российского интернета: Андрей Кураев.


Общественную роль Церкви Кураев видит в том, чтобы быть "стержнем, вокруг которого консолидируются нравственные позиции людей". Делать это по мнению священника желательно не административными путями, а через общественные дискуссии в различных частях медийного пространства и в разных социальных средах.

"Тем более что мы часто ставим вопросы, которые носят не чисто корпоративный (конфессиональный), а общегражданский, общечеловеческий характер. И наша позиция будет убедительной только в том случае, если мы сможем приводить аргументы не только религиозные, со ссылками на Библию или церковные каноны, но и психологические, правовые, исторические. И здесь, конечно, нам нужна помощь от разных людей независимо от их политической или религиозной ориентации. Для нас важно, чтобы в такого рода дискуссиях участвовали люди, придерживающиеся разных позиций по религиозным вопросам."

Популяризируя православие, Андрей Кураев старается не только соединить его с молодежной контркультурой и модой, а также обывательским представлением о благе и здравом смысле. Он пытается сделать его современным и технологичным, превратить в неотъемлемую составляющую российского постиндустриализма, удел интеллектуальной и продвинутой части общества. Ради этого диакон готов отказаться от креационизма и прочих сомнительных библейских сказаний, даже несмотря на то, что они составляют большую часть Ветхого Завета. Ведь как это здорово, если не нравится высокодуховным интеллектуалам что-то из Священного Писания - просто взять это и выкинуть. А то, что интеллектуалам нравится - провозгласить непререкаемой истиной. О том, к чему может привести подобный постмодернистский синтетический подход к религии, Кураев видимо не задумывается.

08.04.2012.Люди российского интернета: Андрей Кураев.


Диакон Кураев - знаковое явление в современной культуре. Не без его влияния православие стало стремительно становится модным и современным, агрессивно проникая в телевизор и прочие СМИ. При его непосредственном участии попы пришли учить детей в школы. При нем мнение РПЦ стало влиять на государственную политику. В тоже время, свою главную общественную функцию, заключающуюся в защите общества от греха, а людей от страданий, Церковь выполняет все меньше и меньше. И проблема тут не в том, что мода и популярность выхолащивают из веры христовой внутреннюю суть, нет. Дело в том, что грех стал выгоден попам - чем больше вокруг греха, тем выгоднее им продавать свои услуги, как в материальном смысле, так и в духовном. И здесь интересы Церкви целиком совпадают с интересами господствующего класса буржуазии, которой также выгодно как обилие греха, так и обилие борьбы с ним, ибо и то и другое - отличный рынок с огромным оборотом.

Так называемое "православие по Кураеву" - типичная конструкция, в которой внешняя форма противоречит внутреннему содержанию, а средства не совместимы с целями. И стало оно таковым потому, что пришло туда, где в нем не было никакой необходимости. Ибо современных проблем постиндустриального общества эта старая религия решить уже не способна, а те проблемы, которые православие изначально было призвано решать, на много эффективнее решало советское атеистическое государство, чей моральный кодекс был очень похож на библейские заповеди. С разрушением государства разрушилась и сдерживающая грех система, на место которой пришел настоящий Рынок Греха, требующий для своего развития соответствующую инфраструктуру. А кто подходит для обслуживания данной инфраструктуры лучше, чем раскрученный в медиа поп, напоминающий звезду шоу-бизнеса и ставший главным идеологом современного гламурно-коммерческого православия.

08.04.2012.Люди российского интернета: Андрей Кураев.


Цитата.

Отвечая на вопрос: "как вы пришли к вере ?"

"Очень много ниточек сходились в один узел. Например, однажды я понял, что нечестно заниматься изучением религии, если ты сам никакой веры не имеешь. Веры-то в марксизм у меня не было точно. Но и никакой другой – тоже. Меня задели и даже обидели слова отца Сергия Булгакова, о том, что неверующий человек, который занимается изучением чужой религии, похож на евнуха, который сторожит гарем. И я решил попробовать войти в этот мир. Честно говоря, когда я шел креститься, то это было не столько выражением веры, сколько желанием найти веру. Эксперимент, который я ставил сам на себе."

Интервью и выступления.





Сайт Андрея Кураева:
kuraev.ru

Блог Андрея Кураева:
diak-kuraev.livejournal.com
инет люди | написал: Jameson | просмотров: 3646

Комментариев: 0

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Опрос
Назовите лучшую компьютерную игру 2012 года.
Assassin's Creed 3
Borderlands 2
Call of Duty: Black Ops 2
Diablo 3
Dishonored
Euro Truck Simulator 2
Far Cry 3
Guild Wars 2
Mass Effect 3
The Walking Dead: The Game
XCOM: Enemy Unknown
Need for Speed: Most Wanted